9 главных итогов конференции о годовых отчетах Corporate Reporting Conference
Corporate Reporting Conference — это конференция о нефинансовой отчетности. Это новый для Украины формат отчетов, к которому необходимо привыкать всем украинским компаниям, потому что украинские законы приближаются к европейским. В ЕС нефинансовые отчеты обязаны готовить более 600 компаний, теперь такая обязанность есть и в украинских.
Нефинансовая отчетность описывает, какое влияние компания оказывает на социальную сферу, окружающую среду и каким образом устроена система корпоративного управления бизнесом.
1. Украинские компании уже начали выпускать нефинансовые отчеты по собственной инициативе
Хотя со следующего года большие и средние компании обязаны будут готовить нефинансовую отчетность (отчет об управлении), серьезные компании уже сами начали делать такие отчеты, потому что им есть что сказать обществу. В этих отчетах они говорят не о своих достижениях, а о том, о чем они хотели бы прокоммуницировать. Например, "Нафтогаз" объяснял реформу компании и рынка газа, банк ПУМБ — состояние экономики и банковской системы, ДТЭК — энергетики.
2. Компания должна проактивно коммуницировать свои проблемы
Если у вашего бизнеса случилась неприятная история, когда ваш продавец обманул покупателя и поднялся хайп в фейсбуке, а такое случается регулярно, особенно у магазинов электроники, есть смысл выпустить отчет, в котором стоит рассказать, как компания действует, чтобы избежать повторения подобного в будущем: учит продавцов, строит стратегию по повышению уровню обслуживания.
Если ваша компания загрязняет окружающую среду, в отчете стоит рассказать о политике по снижению загрязнения и о шагах, направленных на возмещение нанесенного ущерба.
Так поступают серьезные западные компании. Например, у Apple есть Environmental Responsibility Report, Supplier Responsibility Report и Annual Green Bond Impact Report.
3. Нефинансовая отчетность демонстрирует надежность и прозрачность компании
Совсем недавно многие украинские банки, например, "ПриватБанк" и другие, работали исключительно в интересах бизнеса, но не в интересах клиентов. И как только на рынке возникли проблемы, менеджеры забрали деньги вкладчиков и исчезли. Именно поэтому важно раскрывать информацию об управлении компанией, о том, как принципы корпоративного управления обеспечивают прозрачность принятия решений и подотчетность менеджмента. Тогда все смогут удостовериться, что благодаря современной структуре управления компания не будет пренебрегать интересами клиентов и общества.
4. Готовьте отчеты для вашей аудитории, а не для себя
О финансовых показателях интересно читать только инвесторам. А в нефинансовой отчетности нужно не столько показывать результаты, сколько объяснять, что они значат для бизнеса и общества.
Если у вашей компании отличная прибыль, но она загрязняет реку, вам придется объяснять, что компания собирается с этим делать. Готовить отчетность, чтобы формально выполнить требования закона, не получится, потому что законодательство будет устроено таким образом, что государство будет определять риски компании и проверять, что она сделала, чтобы их устранить. В этом случае годовой нефинансовый отчет будет убедительным аргументом в пользу вашего бизнеса. А его отсутствие покажет, что компания несерьезно относится к рискам, с которыми может столкнуться в своей работе.
5. Отчет — это отдельный бизнес-проект
Готовый отчет — это результат системной работы разных подразделений. Для его успешного завершения важно правильно оценить потребности компании и ресурсы, которые у нее есть. Именно сорванные дедлайны и нехватка ресурсов — две основные проблемы при подготовке отчета.
Обе эти проблемы можно решить, если доверить подготовку отчета маркетинговому агентству, которое способно сделать отчет под ключ. Но даже в этом случае пиар-специалист компании должен быть серьезно вовлечен в работу над отчетом, потому что только он может утвердить концепцию, собрать и предоставить нужную информацию о компании, а также согласовать промежуточные и готовые варианты с руководством.
6. Подготовка отчета требует большого количества ресурсов
В среднем, на подготовку, от начала работы над проектом до публикации, необходимо 4-6 месяцев. Если у компании нет опыта и она будет готовить отчет впервые, то оптимально закладывать 6 месяцев. Опытные компании могут сделать его и за 4 месяца.
7. С 2019 года нефинансовый отчет будут читать регуляторы рынков
Принято считать, что ЦА нефинансового отчета — это инвесторы, клиенты и гражданское общество. Но теперь появляется еще один сегмент ЦА — люди, которые работают в регулирующих органах: НБУ, Нацкомфинуслуг и так далее. Теперь они будут уделять особое внимание нефинансовой отчетности.
8. Законодательство об отчете об управлении еще будет дорабатываться
Украина еще продолжает имплементировать европейские нормы в свое законодательство. За этими изменениями необходимо следить. До конца 2018 года Минфин выпустит методические рекомендации относительно отчета, а в 2019 — разъяснения к ним. Но в любом случае, уже понятно, что такой отчет необходимо готовить, и пока нет рекомендаций, делать это на свое усмотрение, отталкиваясь от того, что написано в законах о бухучете, нормативных актах НБУ и НКЦПФР.
9. Главный вывод конференции — отчет может быть средством коммуникации
Если вы вкладываете много усилий в подготовку отчета, а этим обычно занимаются пиарщики, то есть смысл сделать такой отчет, чтобы с его помощью можно было привлекать внимание более широкой аудитории, общаться с ней и убеждать. Для этого отчет нужно правильно упаковать: определить целевую аудиторию, разработать эффективную концепцию и продумать эффектную визуальную составляющую.
Что еще почитать о годовых отчетах?
Кошмар пиарщика — нужно готовить годовой отчет. Что делать, куда бежать?
Секретное оружие позиционирования бренда, о котором забывают пиарщики
Как сделать годовой отчет полезным и понятным для клиентов
Где еще можно узнать самое важное и интересное о годовых отчетах? На онлайн-конференции Corporate Reporting Conference 2020. В этом году мы пригласили представителей компаний Coca-Cola, Kernel, Нова Пошта, 1+1 Media, Infopulse и других, чтобы они поделились с вами практическим опытом. Жмите на баннер и покупайте билет прямо в Фейсбуке: